Наставничество

С октября 2021 года Лицей вступает в деятельность по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников ( Распоряжение КО от 30.03.2022 N 623-р).

Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации, раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях.

По интересующим Вас вопросам можно обратиться к куратору программы наставничества Ахтиевой Г.Р. gmshen347@gmail.com

САЙТ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА

 


НОВОСТИ


3 ноября состоялась встреча наставнических пар учителей лицея. Были подведены итоги 2021-2022 года в реализации модели наставничества в лицее. Учителя отмечают совместную интересную работу, участие в конкурсах, проектах. В совместной работе приобретались новые знания, опыт работы, рождались интересные идеи. Новые наставнические пары обсудили план действий на 2022-23 год. Желаем учителям плодотворного сотрудничества, поиска новых форм работы, положительных эмоций от совместного общения.

 

Письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 г. № АЗ–11280865

Распоряжение Комитета по образованию от 30.03.2022 № 623-р " Об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга"

 


ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



Портфель наставника

 Ценности наставничества

1.1. Манифест наставника

1. Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.

2. Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого.

3. Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.

4. Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.

5. Наставник предлагает свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.

6. Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.

7. Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и компетенции.

8. Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.

9. Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в т.ч. выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнического взаимодействия, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым.

10. Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый*

11. Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений.

 *Список исключений, информация о которых незамедлительно передается куратору программы:

– если наставляемый сообщит о том, что стал жертвой насилия (физического, сексуального, психологического)

– если наставляемый сообщит о том, что вовлечен в незаконную деятельность (распространение наркотиков, финансовые махинации)

– если наставляемый сообщит (или его поведение будет свидетельствовать) о потенциальной угрозе, способной нанести вред жизни и здоровью (суицидальные мысли, пагубная зависимость).

 1.2. Кодекс наставника

 1. Не осуждаю, а предлагаю решение

2. Не критикую, а изучаю ситуацию

3. Не обвиняю, а поддерживаю

4. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому

5. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге

6. Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией

7. Не утверждаю, а советуюсь

8. Не отрываюсь от практики

9. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу

10. Не разглашаю внутреннюю информацию

 Наставничество – не решение всех проблем, стоящих перед вашим наставляемым и его/ее семьей.

 Суть наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых ребенок / подросток чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества.

 Помните, что вы должны являться позитивным примером для подражания, другом, советником, защитником вашего наставляемого!

 1.3. Руководящие принципы наставника 

Наставники слушают

Они поддерживают зрительный контакт и посвящают наставляемым все свое внимание

Наставники рекомендуют

Помогают наставляемым найти направление в жизни, но не подталкивают их

Наставники рассказывают

Они дают представление о перспективах подростка, помогают определить цели и приоритеты

Наставники обучают

Рассказывают о жизни и собственной карьере

Наставники представляют

свой опыт

Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь уроки из жизненных ситуаций

Наставники доступны

Они предоставляют ресурс, источник опыта и знаний, которому наставляемый доверяет и к которому может обратиться

Наставники критикуют,

но конструктивно

При необходимости наставники указывают области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточив внимание на поведении наставляемого, но никогда не на его/ее характере

Наставники поддерживают

Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться

Наставники точны

Дают конкретные советы, «раскладывают по полочкам»: что было сделано хорошо, что может быть исправлено или улучшено, что достигнуто, какие преимущества есть у различных действий

Наставники неравнодушны

Наставник интересуется успехами наставляемого в школе, в планировании карьеры, в личном развитии

Наставники успешны

Не только успешны сами по себе, но и способствуют успехам других людей

Наставники вызывают восхищение

Они пользуются уважением в своих организациях и в обществе

 1.4. Качества успешных наставников

 ● желание участвовать в программе по поддержке другого человека в течение длительного времени. У наставников есть искреннее желание быть частью жизни других людей, чтобы помочь им с трудными решениями, с саморазвитием и наблюдать, как они становятся лучше;

 ● уважение к личности, ее способностям и праву делать свой собственный выбор в жизни. Наставники не должны считать, что их способы решения проблем лучше или что участников программы нужно спасать. Наставники, руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях, способны завоевать доверие наставляемых и привилегию быть для них советниками;

● умение слушать и принимать различные точки зрения. Большинство людей может найти кого-то, кто будет давать советы или выражать свое мнение. Гораздо труднее найти кого-то, кто отодвинет собственные суждения на задний план и действительно выслушает. Наставники часто помогают, просто слушая, задавая продуманные вопросы и давая наставляемым возможность исследовать свои собственные мысли с минимальным вмешательством. Когда люди чувствуют, что их понимают и принимают, они более склонны просить совета и реагировать на хорошие идеи;

● умение сопереживать другому человеку. Эффективные наставники могут сопереживать людям, не испытывая при этом жалости к ним. Даже не имея того же жизненного опыта, они могут сопереживать чувствам и личным проблемам своих наставляемых;

● умение видеть решения и возможности, а также препятствия. Эффективные наставники способны балансировать между реалистичным восприятием реальных и серьезных проблем, с которыми сталкиваются их наставляемые, и оптимизмом при поиске реалистичных решений. Они способны упорядочить кажущиеся беспорядочными проблемы и указать разумные варианты действий;

● гибкость и открытость. Эффективные наставники признают, что отношения требуют времени для развития. Они готовы уделить время тому, чтобы узнать наставляемых, разобраться в важных для них вопросах (музыка, стиль, философия и т.д.) и даже измениться под влиянием отношений.

 Хороший наставник обладает также:

 ● гибкостью мышления – быстро оценивает ситуацию и принимает необходимые решения, легко переключается с одного способа действий на другой;

 ● критичностью мышления – не считает верной первую пришедшую в голову мысль, подвергает критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимает необходимые решения, только взвесив все «за» и «против»;

 ● коммуникативными способностями – говорит простым, понятным для подростка языком о сложных вещах, открыт и искренен при общении, умеет слушать и слышать собеседника;

● толерантностью – терпим к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственных и даже неприемлемым для наставника;

● эмпатией – эмоционально отзывчив на переживание других, способен к сочувствию. Но чрезмерная эмоциональная отзывчивость может эксплуатироваться эгоистически воспитанными подростками, которые могут манипулировать этим для реализации собственных целей, противоречащих изначально обговоренным;

● рефлексивностью – способен к осмыслению собственной деятельности;

● эмоциональной устойчивостью – способен сохранять функциональную активность в условиях воздействия стресса как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции

 РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ

И КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ НАСТАВНИКА

Наставник - это человек со значительным жизненным и профессиональным опытом, который готов делиться знаниями с наставляемым в обстановке взаимного доверия.

Пожалуйста, внимательно прочитайте следующие правила и руководствуйтесь ими на протяжении всего периода наставнической деятельности.

Общие правила:

● Будьте приветливы.

● Слушайте своего наставляемого.

● Принимая решение, не торопитесь, обдумайте хорошо его последствия.

● Будьте внимательны.

● Старайтесь взаимодействовать с наставляемым конструктивно, продуктивно и разумно.

● Не торопитесь давать оценки поступкам и действиям наставляемого, постарайтесь понять их.

● Будьте позитивны.

 Ваша роль в качестве наставника:

➢ Отношения между наставником и наставляемым обычно имеют начальную фазу, во время которой наставляемый пытается понять, насколько он может доверять вам.

Помните, что отношения строятся не сразу.

➢ Не пытайтесь ускорить процесс, выходя за рамки правил, например, не начинайте встречаться чаще, чем рекомендовано в программе.

➢ Определите, как вы будете связываться: по телефону, электронной почте, в мессенджере или в определенном месте встречи. Попросите наставляемого оставлять сообщения, чтобы подтверждать или отменять встречи.

➢ Не пытайтесь быть учителем, родителем, воспитателем, терапевтом, волшебником или няней. Опыт показывает, что непродуктивно предполагать иную роль, кроме надежного, последовательного друга. Слушайте внимательно и предлагайте возможные варианты, не настаивая на каком-то конкретном решении, справедливо анализируйте все точки зрения.  Не критикуйте и не убеждайте. Подумайте о том, чтобы решать проблемы вместе, а не читать лекции или говорить наставляемому, что делать. Никогда не говорите вашему наставляемому «тебе надо было...

➢ Если наставляемый обращается к вам за советом, предоставляйте информацию подробно и без искажений, справедливо анализируйте все точки зрения. Уважайте уникальность и целостность вашего наставляемого и поддерживайте его/ее через конструктивную обратную связь.

➢ Узнайте интересы наставляемого и отнеситесь к ним серьезно.

➢ Ставьте реалистичные ожидания и цели для вашего наставляемого. Помните, что есть большая разница между поощрением и требованием. Поощряйте наставляемого достигать больших академических или профессиональных целей; предоставьте ему доступ к различным точкам зрения. Помогите ему увидеть связь между его сегодняшними действиями и мечтами и целями будущего. Не расстраивайтесь, если он не меняет свою жизнь полностью и не делает большие успехи.

Наставники имеют большое воздействие, но это не всегда заметно сразу.

Ищите косвенные признаки - такие как улучшение качества профессиональной деятельности, повышение интереса, регулярное присутствие на встречах и выражение признательности.

Требования к занятиям

  • Планирование мероприятий находится в сфере вашей ответственности, но давайте возможность наставляемому проявлять инициативу и самому принимать решения.
  • Отношения между наставником и наставляемым являются личными, и их построение занимает время. Ваши встречи должны быть прежде всего встречами один-на-один. Иногда можно приглашать на встречи куратора, другие тандемы, но не часто.
  • Всегда звоните наставляемому перед запланированной встречей, чтобы напомнить ему о ней. Если планируется встреча за пределами школы, сообщите заранее.
  • Если вы не в силах самостоятельно решить проблему, позвоните куратору и посоветуйтесь с ним.

Ваше измерение успеха

  • Наставляемый имеет потенциал изменил цели в сторону активного собственного развития.
  • Наставляемый определил пути приобретения новых знаний, навыков.
  • Наставляемый стремится к управлению временем.
  • Наставляемый уверен в себе.
  • Наставляемый выражает готовность помогать другим.
  • Наставляемый проявляет способность видеть будущее.
  • Наставляемый проявляет способность планировать дальнейшее обучение.
  • Наставляемый выполняет взятые на себя обязательства.