Социально-психологическая поддержка

Десять ключей успешного воспитания

350 учителей-инструкторов Международной организации, работающих с трудными подростками и семьями в школах, церквах, социальных центрах Америки, собрались вместе и составили эти 10 правил-ключей, чтобы помочь всем нам.

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

 2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

 4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:

– Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.

 5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

 6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.

 7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

 8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

 9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

 10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

Дети учатся жить у жизни

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
  • Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;
  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • Если ребенка понимают  и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

Психология дошкольного возраста

Готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школе

Рекомендации родителям

Психология младшего школьного возраста

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Психологические аспекты агрессивного поведения младших школьников

Психология среднего школьного возраста

Психологические особенности 5-классников при переходе в среднее звено

Первый раз в 5 класс

Подростковая психология

Подростковый возраст

Психологические особенности подростков

Агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение детей и подростков

Общение подростков с родителями

Положение подростка в семье

Мотивация к обучению

Памятка родителям по повышению мотивации

Повышение мотивации

Отсутствие мотивации. 10 ошибок

Родителям

Формирование внимательного отношения к ребенку

Советы родителям

Для учителей и родителей

Адаптация ребенка в новом коллективе

Если ребенка отвергают

Отверженные дети

Отверженные дети

Гиперактивность

Памятка родителям

Развитие внимания

Тест "Какой Вы родитель"

Игры

Зарядка для глаз

Психологическая подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ