Воспитательная работа
В 2020-2021 учебном году наш лицей приступил к апробации системы воспитания “Киноуроки в школах России”. Целью данной системы является личностное развитие школьников, проявляющееся:
- в усвоении ими социально значимых знаний;
- в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям;
- в приобретении опыта осуществления социально значимых дел.
Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников внутренних, нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.
Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей.
Поскольку система воспитания Проекта ориентируется на формирование и развитие этических качеств личности средствами различных направлений культуры и искусства, киноуроки являются основополагающими в создании эмоционального отклика, внутреннего конфликта как движущих сил к осуществлению практических действий, направленных на положительные изменения личности.
В настоящее время общеобразовательной школе принадлежит важная роль - воспитание россиянина - гражданина и патриота. Ценности формируются в семье, различных неформальных сообществах и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта во всех образовательных учреждениях на первой ступени обучения становится обязательной реализация программы воспитания и социализации обучающихся.
Нашим ОУ разработана концепция воспитательной системы, в основе организации которой лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, школы, семьи и общественных организаций.
Система воспитания в нашем ОУ включает в себя:
- понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников (отношения между всеми субъектами образовательного процесса, нравственный облик педагога, учебная и социально-значимая деятельность, мир природы, искусства);
- правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах;
- включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и поведения детей.
Воспитательная система строится на принципах, заложенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, районной программе воспитания, социализации и самореализации обучающихся «Поколение.RU», Программе воспитания и социализации обучающихся лицея, Уставе образовательного учреждения.
Одним из возможных условий модернизации воспитательной работы в образовательном процессе является освоение педагогами продуктивных педагогических технологий: педагогика сотрудничества, технология коллективного творческого воспитания, здоровьесозидающие технологии, интерактивные формы взаимодействия, дистанционное обучение, проектная деятельность.
Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание педагога.
Принципы, на которых строится учебно-воспитательный процесс в ОУ, находят своё продолжение во внеурочной работе. В основу воспитательной работы в лицее положена программа воспитания и социализации "Воспитать петербуржца", включающая в себя шесть основных направлений:
- гражданско-патриотическое
- духовно- нравственное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
- экологическое
- спортивно-оздоровительное.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отражает нравственный портрет идеально воспитанного школьника:
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- соблюдающий нормы и правила общения;
- проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
- умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- честный и справедливый;
- творящий и оберегающий красоту мира;
- доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.