Воспитательная работа
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Направления воспитания:
- гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
С сентября 2022 года лицей стал базовой площадкой районной системы воспитания.
Тема: «Научно-исследовательские практики в формировании профессионального самоопределения обучающихся»
Цель работы районной базовой площадки:
создать условия для педагогической поддержки школьников в личностном и профессиональном самоопределении.
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Целевая |
Планируемый результат |
Научно-методические материалы |
1. Разработка и апробация новых моделей организации |
|||||
1. |
Научно-исследовательская игра «Я – исследователь» в конвергентной лаборатории |
октябрь |
Обучающиеся 8-9 классов ОУ района |
Освоение основ исследовательской деятельности. |
|
2. |
Мастер-класс в медиа студии «Записываем, слушаем, анализируем» |
декабрь |
Обучающиеся 5-8 классов ОУ района |
Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции) |
|
3. |
Биологический квест «Внутренний стержень» в конвергентной лаборатории |
январь |
Обучающиеся 8-9 классов ОУ района |
Формирование исследовательских и коммуникативных компетенций. |
|
4. |
Научно-исследовательская конференции «Мы – Ломоносова потомки» |
март |
Обучающиеся 2-5 классов ОУ района |
Развитие творческой активности, познавательных способностей, формирование исследовательских навыков. |
|
5. |
Научно-исследовательская конференции «Вселенная открытий» |
май |
|
Развитие творческой активности, познавательных способностей, формирование исследовательских навыков. |
|
6. |
Родительская конференция «Роль родителей в профессиональном самоопределении детей и подростков» |
апрель |
Родители ОУ района |
Создание условий для гармоничного, всестороннего развития личности ребенка, повышение педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании детей. |
|
2. Проведение научно-методических и методических мероприятий |
|||||
1. |
Консультация «Путь к победе» для педагогов ОУ – участников городского проекта «Твой бюджет в школах – 2022» |
сентябрь |
Педагоги ОУ района |
Успешное участия в конкурсе. |
|
2. |
Презентация сайта «Наш лицей энергоэффективный» в рамках физико-экологической лаборатории |
ноябрь |
Педагоги ОУ района |
Выход и высокая результативность участия на международных конкурсах. |
|
3. |
Открытые уроки учителей начальных классов «Формирование функциональной грамотности у младших школьников» |
январь-февраль |
Педагоги ОУ района |
Обмен опытом формирования способности применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. |
|
4. |
Консультация «Технология проведения интеллектуального марафона» в рамках Дня науки |
февраль |
Педагоги ОУ района |
Проведение интеллектуального марафона на районном уровне. |
|
3. Обобщение и оформление позитивного опыта решения |
|||||
1. |
Петербургский форум |
март |
Участники проекта |
Презентация опыта работы площадки. |
|
2. |
Конкурс методических разработок |
апрель |
Участники проекта |
Создание методической копилки |
|
3. |
Круглый стол «Мнения, позиции, решения» |
июнь |
Участники проекта |
Подведение итогов работы площадки. |
В 2020-2021 учебном году наш лицей приступил к апробации системы воспитания “Киноуроки в школах России”. Целью данной системы является личностное развитие школьников, проявляющееся:
- в усвоении ими социально значимых знаний;
- в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям;
- в приобретении опыта осуществления социально значимых дел.
Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников внутренних, нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.
Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей.
Поскольку система воспитания Проекта ориентируется на формирование и развитие этических качеств личности средствами различных направлений культуры и искусства, киноуроки являются основополагающими в создании эмоционального отклика, внутреннего конфликта как движущих сил к осуществлению практических действий, направленных на положительные изменения личности.